Кируля Аскалонская (kirulya) wrote,
Кируля Аскалонская
kirulya

О "Габиме"

Вчера я читала лекцию нашим пенсионерам. О театре Габима. Как несколько молодых людей в Белостоке в 1909 году играли на иврите Мольера, потом приехали в Москву, пошли в Художественный театр посмотреть спектакль, и поняли, что им еще учиться и учиться. Как их пестовал Станиславский и дал им в руководители Вахтангова. А потом Станиславский, Шаляпин, Таиров, Немирович-Данченко писали Ленину, чтобы не закрывали театр.

Но потом стало все плохо. В стране было два театра: "Габима" на иврите и ГосЕТ Михоэлса на идише. Помните, я писала о вырезанном отрывке из фильма "Цирк" - это я готовилась к лекции. Так вот, идиш стал давить иврит, в России возмутились: зачем нам два еврейских театра? Театр "Габима" уехал на гастроли и оттуда уже не вернулся. Я в красках рассказывала, как в обшарпанном номере нью-йоркской гостиницы сидели артисты после провалившихся гастролей и спорили: вернуться в Россию, остаться в Америке или уехать в Палестину?

Половина артистов осталась в Бруклине и вынуждена была играть на идише - иврит никого не интересовал. Другая половина отправилась в Берлин и там на пожертования евреев, которым скоро придется сгореть в печах, уехала в Палестину.

А в Яффо они жили в кибуце и играли на лужайке, потому что по меткому выражению критика Иванова: «в России у «Габимы» было культурное окружение, но не было национальной среды. Теперь все поменялось местами. Национальная среда была. Но для того, чтобы она стала культурной, нужны были десятилетия».

Сорок лет они играли свой шедевр "Диббук" Ан-ского. И я показала моим слушателям отрывок из спектакля. Но так, как я не нашла видео от "Габимы", я показала отрывок спектакля театра "Гешер", который они привозили в Россию.

Придя домой, я прочитала в новостях, что "Гешер" сливают с "Габимой".
Tags: ноосфера, работа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments