Кируля Аскалонская (kirulya) wrote,
Кируля Аскалонская
kirulya

Categories:

Ночной квартал Нахлаот





Нахлаот - общепринятое название целого ряда небольших кварталов в центре города, основанных во второй половине 19-го века. Нахалат Шива («Поселение семи»), первый из всех кварталов Нахлаот, был заложен в 1869 году и назван так по числу его основателей. Квартал очаровывает своими живописными переулками, открытыми двориками и множеством синагог.


В семидесятых годах Нахалат Шива, оказавшийся в самом центре современного Иерусалима и к тому времени сильно обветшавший, сделался предметом вожделений строительных подрядчиков, жаждавших возвести на его месте доходные многоэтажные здания.


Но повсеместное признание ценности старинных построек и общественное давление предотвратили его разрушение. Основательная реставрация старых домов и придание их фасадам единого архитектурного стиля позволили создать здесь специфическую атмосферу 19-го века.


Прежде всего, нет и не может быть единого мнения, сколько же именно нахлаот, мельчайших квартальчиков, существует в районе Нахлаот. Одни считают, что граница квартала проходит тут, а другие – что там, одни считают, что Шиват ахим – это единый квартал, а другие «четвертуют его на три неравные половины». Сколько жителей, столько и мнений. А кроме того, именно здесь понимаешь, что такое киббуц галуйот (собирание рассеянных), насколько увлекательную и нереальную задачу поставили перед собой господа сионисты. В нашей повседневной жизни место пропавших и затерянных колен Израилевых заняли бессчетные этнические общины, не распределенные по наделам своим и не сплавленные в единое безликое целое в «плавильном котле», а перемешанные как попало.


Люди и камни лучше любого музея диаспоры хранят здесь память о множестве еврейских общин и общинок со всего мира, о «всём воинстве Персии и Медиана, явившемся из-за гор Тьмы», по выражению госпожи Луриа, героини Давида Шахара. О каждой из них можно написать многотомный труд.
Начнем с тех, кого и в самом деле считали пропавшими коленами Израиля. Евреи Курдистана, «обнаруженные» в XII веке великим путешественником Биньямином из Туделы, сохраняли арамейский язык Талмуда в качестве разговорного... Прибывшие на рубеже XIX–XX веков на ослах, урфалим сразу же стали грозой Нахлаот. Упомянем еще и индийских евреев из Кочина (племя Менаше?) и китайских из Кайфына. От последних, увы, осталось совсем немного – слухи и домыслы, да еще макет синагоги-пагоды XII века.

Чеканка на дверях синагоги в Нахлаот, символизирующая 12 колен израелиевых.

Родственные персы и бухарцы, выстроившие при турках свой собственный, солидный квартал, почитаются скопидомами под стать шотландцам, а выходцы из персидского Шираза, претендующие на звание отдельной общины, известны своей тягой к учености. Выходцы из нижнего Ирака, большая часть которых жила в Багдаде, пользуются репутацией восточных йеким (так именовали беженцев из Германии). Эта репутация включает в себя интеллектуальное зазнайство и пунктуальность, переходящую в педантизм.

Такие доски вися т на стенах домов.

Теперь прибавьте сюда «грузин», в прежние времена именовавшихся гурджим, алжирцев, выходцев из Италии – «сливки общества», чья очаровательная синагога на улице Гиллеля является одновременно и музеем, и концертным залом, а также «ливийцев», утверждающих, что прекрасно помнят бабушку Муаммара Каддафи, старушку «из наших», что жила и умерла в Иерусалиме. Не пропустите горских евреев, ильинцев и загадочных крымчаков, мальтийцев (см. «Мальтийский еврей» Кристофера Марло – прообраз шекспировского Шейлока), бесконечное разнообразие ашкеназов от «литваков» до «венгров», чьи хасиды, сатмарские, – самые пейсатые, бородатые и крутые, от «англосаксов» до «аргентинцев» и нашего брата, «русского». Присовокупите всех тех, кого я забыл упомянуть, а также многочисленных прозелитов – и вы получите причудливый еврейский конгломерат, более всего соответствующий традиционному птичьему мясному ассорти меурав йерушалми.*

Тоже надпись на стене.

-----------------
* Блюдо готовится просто из всего, что есть дома. У этого иерусалимского жаркого есть следующая история. В Иерусалиме был когда-то ресторанчик. И как-то туда зашел очень важный гость, а время уже было позднее и много еды не осталось. Повар перемешал все вида мяса, которые у него оставались, добавил специи и так приготовил.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments