Кируля Аскалонская (kirulya) wrote,
Кируля Аскалонская
kirulya

Categories:

Простой советский самурай

Это эссе написано по следам дискуссии в одном из форумов, в которой я принимала непосредственное участие. На отрывки, использованные в этом материале, получено письменное разрешение их авторов.


          — А заодно запомни, что все и всегда я буду решать сам.
          На том простом основании, что я – мужчина.
          (к/ф «Москва слезам не верит»)


В нашей прошлой жизни существовали непреходящие жизненные ценности. Это тазик салата «Оливье» по праздникам, фильм «Ирония судьбы» под Новый Год, задушевные разговоры на кухне и песни Окуджавы под гитару. А еще – образ Настоящего Мужчины, которого зовут Георгий Иванович, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора. Вы уже поняли о ком речь? Слесарь-интеллигент из фильма «Москва слезам не верит», сыгранный блистательным Алексеем Баталовым в 1979 году, вот уже четверть века волнует сердца женщин из постсоветского пространства.

Кстати, после фильма с принцем-Гошей, как из ведра посыпались подобные ленты, но только в них труба пониже и дым пожиже, где одинокая женщина, в конце концов, находила свое счастье в единении с мужчиной. Но так как Гош на всех не хватало, то другие мужики были средненькими, ничем не примечательными. Например, в фильме "Одинокая женщина желает познакомиться" счастье героини составил бомж и пьяница, а в мелодраме «Аэлита, не приставай к мужчинам» – вообще на сцене брачный аферист и вор.

Но вернемся к картине «Москва слезам не верит». Ее многие знают наизусть и давно растащили на цитаты: «Кажется, вечер перестает быть томным» или «Ах, это, это я люблю. Но только в нерабочее время и под хорошую закуску». И песню «Александра, Александра…» поют до сих пор. Это показатель любви и популярности, и от времени фильм не стал скучным и устаревшим.

Несколько дней назад я включила телевизор с места «– А как ваша фамилия? – Моя фамилия вам ничего не скажет. Ну, Смоктуновский…», села и, не отрываясь, досмотрела до конца двухсерийный фильм.
Результат просмотра меня поразил – мне не понравился Гоша! Идеал, мечта женщины, – и не понравился. Двадцать пять лет я была в восторге, а сейчас как завеса спала.
И я попыталась разобраться, почему так получилось?

Итак, какие плюсы есть у нашего героя? Он спокоен, рассудителен, на него можно положиться в любой ситуации, он берет на себя принятие важных решений и может за себя постоять, он умный, добрый, великодушный, интеллигентный, образованный, профессионал в своем деле – у него золотые руки. А как он бабке самовар помог донести? А как он катеринину дочку обаял? А как о Диоклетиане и капусте рассказывал? И вообще, когда его искали и нашли, то особо не ломался, и пришел. Он умеет жарить шашлыки, подставлять шезлонг и делать строгое выражение лица. Уже за это он стал идеалом и эталоном мужа для замученной русской женщины. Да что говорить, Гоша – бриллиант, и пусть даже в нечищеных башмаках, но персонаж высшего класса!
Теперь разберемся с минусами. Он иногда уходит в запой, и как часто это будет в семейной жизни – неизвестно. Он авторитарен, умеет угрожать, ко всем обращается сразу на «ты», и самое главное – таких Гош не бывает. Это фантастика – собрание взаимоисключающих качеств ума и характера. Можно только отдать должное таланту Баталова, так убедительно сыгравшего своего героя.

В 70-е и 80-е этих слесарей-интеллигентов, а также дворников-интеллигентов, истопников-интеллигентов, грузчиков-интеллигентов в Союзе было пруд пруди. Попадались и таланты, взять хотя бы Платонова. Просто для фильма героя сделали незаменимым волшебником в НИИ, а на самом деле подобные ему были вполне себе полуопустившиеся, сильно пьющие от безысходности люди.

Вопрос, хорош ли Гоша – это вопрос культурологии, а так же изменившихся за четверть века стереотипов и предпочтений. Ведь картина «Москва слезам не верит» особенно и не маскировалась под социалистический реализм – это фильм-сказка со своими Василисой-Премудрой и Иваном-царевичем.
Вспомните, каким был образ настоящего мужика для советской женщины-одиночки? Чтоб руки золотые – ведь в магазинах достать нечего, чтобы пил (а кто у нас не пьет?), но мгновенно трезвел, чтобы врагов раскидал и по столу хлопнул кулаком: "Я в доме мужчина!" Тут советская одиночка сомлела бы и поняла – вот оно, счастье! Возвращаясь к "Иронии судьбы", можно сказать, что Гоша потому так подсознательно нравится иным женщинам, что удачно совмещает в себе надежность и серьезность Ипполита и способность Жени Лукашина пойти под Новый Год в баню и там нарезаться.

Сейчас золотые руки особенно не нужны – можно выкинуть и купить новую вещь, с врагами лучше договариваться через адвокатов или с помощью "крыши", бригада врачей-детоксикаторов приедет и вернет в норму. Кулаками по столу тоже особо не настучишься – феминистки сделали свое подлое дело. Гоша безнадежно устарел: кушать водку в коммуналке, да бить морды малолетней шпане, особого героизма не требует. Ни определенная начитанность, ни даже практическая сметка не могут заменить умения вести дискуссию. В фильме рассказывается о приборах, без которых доценты с кандидатами не смогут работать, только вот сценаристы забыли, что идеи-то не гошины, а как показывает мировая практика, именно идеи, а не их практическая реализация важнее для развития мировой экономики. Его непробиваемые установки на то, что он "знает как надо", уже делают его неинтересным в дальнейшем собеседником. Гоше нравятся интересные, уверенные в себе женщины, которые почему-то, как на грех, оказываются не затюканными ткачихами-мотальщицами, а руководящими дамами, но от них он бежит: вспомните, он же разведен и именно потому, что его первая жена зарабатывала больше него.

Гоша оказывается обычным неудачником с манией величия. На месте героини Алентовой, современная, состоявшаяся в жизни женщина, в ответ на фразу: "Все решать буду я, на том простом основании, что я мужчина" надела бы ему супницу на голову. Не может быть другой реакции, если безапелляционно указывают, что надо делать и притом не сомневаются в умственных способностях собеседника только «на том простом основании», что напротив него женщина. И, как правило, подобные "все решать буду я" замечательно сочетаются с "а виноватой будешь ты".

И что же дальше? В тот момент, когда выяснилось, что его женщина зарабатывает больше него – тут он расстроился, на всех обиделся и ушел квасить в лучших традициях тех самых полуопустившихся дворников-интеллигентов, о которых шла речь выше. Надо понимать, что на работе, где его так ценят все поголовно доктора наук и прочие академики, он в эти дни отсутствовал.

И если представить, что это не двухсерийный фильм, а столь модный нынче сериал, то можно было бы экстраполировать, как загул Гоши повлияет на жизнь того НИИ, где он играет роль доброй феи.
Допустим, что у самого лучшего академика в гошином институте эксперимент зависит от того, как хорошо работает сварганенный Гошей прибор. А Гоша в загуле. У академика, натурально, стресс. Эксперимент переносится на неопределенный срок. Туча народу в прострации. Статьи, готовящиеся к ближайшему выпуску некоего умного журнала, отправляются в ящики письменных столов. Отпуска переносятся. Соответственно, переносятся отпуска у супругов затронутых лиц. Выплаты премиальных и договорных откладываются. Соответственно, откладываются покупки пальто и коньков детям затронутых лиц. Аспиранты академика вынуждены переносить защиты. У некоторых заканчивается трехгодичный срок. Некоторые из этих некоторых – иногородние. Им приходится покинуть столицу, упорно не верящую их слезам, и отправиться незащищенными восвояси. На всеинститутском заседании благородному собранию сообщается, что по итогам прошедшего года данная конкретная кафедра показала, увы, неутешительные результаты. Завкафедрой получает микроинфаркт. Академик – макро. На заседаниях ученого совета поговаривают о том, что на кафедре N пора менять руководство. Студенты не идут на эту кафедру писать дипломы, аспиранты – диссертации. Кафедра хиреет, сотрудники разбегаются кто куда, наука остановилась, полный развал. А Гоша в это время заливает очередной кризис.
Как вам такой сценарий? И чего хорошего в подобном мужике? На работе – необязателен, в личной жизни непредсказуем, суперраним, но при этом заносчив до невероятности. Нет, не орел!

И превращается наш Гоша – Иван-царевич в Иванушку-дурачка, с ненужными уже золотыми руками (доценты с кандидатами за границей, а институты не получают субсидий), и с мозгами, в которых несколько прочитанных брошюрок из общества "Знание" с описанием Диоклетиана и капусты. Подобный эпизод есть в фильме "Они сражались за Родину" – только там герой Шукшина поражает своей начитанностью, рассказывая об Александре Македонском. После того как поток интересных исторических фактов иссякнет, о чем с ним говорить? Он же собеседника давит, а когда "выходит не по его" – обижается.
Интересно, как долго с ним прожила бы Катерина? Ведь если бы тогда, когда он исчез, она не впала в истерику, как обычная, уставшая от одиночества, баба, так и не было бы его рядом с ней – каждый бы сидел в своем углу со своей же гордостью. И как часто ей пришлось бы вот так вот поступать?

* * *
Если переосмыслить образ Катерины, то она совсем не «луч света в темном царстве», как ее тезка. А кто же тогда?
Катерина – умна, безусловно, целеустремленна и нечеловечески работоспособна. На этом список ее достоинств исчерпан. Неудивительно, что она смогла в тяжелые годы Советской власти выдвинуться на руководящие позиции. Катерина непрерывно врет автоматически, не задумываясь, как бы безобидно: ("Мама, а откуда у тебя эти цветы? – А подарили!" – "Товарищ Новосельцев, что же вы врете все время? – "С вас пример беру, Людмила Прокофьевна!"). В девичестве выдает себя за дочь профессора и обладательницу престижного столичного жилья. Затем врет отцу своей дочери, говоря, что это – не его дочь. Дочери врет, разумеется, что ее отец погиб. Затем врет Гоше, выдавая себя за простого советского мастера. Как-то довольно много вранья для краткого экранного времени. В эту насквозь лживую жизнь удачно вписывается тайный роман с женатым мужчиной.
Кроме привычной лживости, у Катерины много и других неприятных качеств. Когда отец требует встречи с дочерью, ему в этом отказывают. О желаниях дочери, конечно, Катерина в этот момент не задумывается. Накричать на Гошу так же, как она орет на работе на подчиненных, или, не задумываясь, переложить свою вину за собственную ложь на не вовремя пришедшего телевизионщика – такой у Катерины стиль жизни.
И опять сидит и плачет Катерина, думая, что опять этот телевизионщик в ее жизнь влез и все испортил, а мысль, что врать поменьше надо, а тогда, может, и плакать не придется, ей в голову даже и не приходит. На каждое правдивое слово, сказанное Катериной в фильме, приходится пять лживых. И ни разу ведь, ни у кого за свою ложь она прощения не попросила.

В фильме люди непрерывно делают большие и малые добрые дела – ввязываются в драки, выдают себя в роддомах за отцов чужих детей. И только один герой фильма ни разу никому никакого доброго дела просто так не сделал. С трех раз угадайте – а кто это? Не считать же добрым делом – всерьез, как она сама считает – согласие переехать пожить для присмотра из общежития с кучей соседей и удобствами в коридоре в роскошную квартиру элитного высотного дома вместе с подругой для веселости. Катерине везет с друзьями – они ей помогают. Те же самые, что и двадцать лет назад – другими она не обзавелась. Она им не помогает, даже мысли такой у нее нет. Конечно, трудная судьба матери-одиночки вызывает сочувствие. Александра запущена, вспомните, как она уставшей матери и не думает приготовить ужин, а Катерина, может быть, чувствуя свою вину, порывается плотно контролировать, считая себя в праве полностью решать судьбу своей уже взрослой дочери, не интересуясь особо ее мнением. Разборка после драки – сцена достаточно отвратительная. Хочешь сделать замечание Гоше – сделай это не при дочери, хочешь сделать замечание дочери – делай это не при Гоше. А публичный скандал, устроенный Катериной, – это желание медведя подняться на цыпочки и повыше когтями оцарапать кору дерева на обжитом участке леса. Катерина напоминает акулу – хищная, быстрая, сильная, злая, хитрая и прожорливая. Гоша, который решает после нескольких минут знакомства на Катерине жениться, попал, конечно, как кур в ощип. Хотя женой, пока она Гошу любит, Катерина будет хорошей. Но, иногда так бывает, что любовь проходит. И что Гоше достанется, когда вдруг любовь Катерины уйдет? Катерина понемногу начнет на него покрикивать, ломать Гошу. Гоша – человек мягкий и добрый, Катерина – жесткая и злая. Гоше ведь придется понемногу отказываться от своих принципов, а Катерина не будет. Гоша, выйдя из запоя, уже сделал шаг в этом направлении. Сил, впрочем, от Катерины уйти, я надеюсь, у Гоши хватит.
Как может быть Гоша идеалом мужчины, если его собственный идеал – вот такой?

* * *
И тут на сцену выходит другой персонаж – Леша Чистяков из сериала «Каменская». Умный, интеллигентный, из тех доцентов, на которых пашет Гоша, с деньгами, с мягким характером, готовый ради любимой не хлопнуть кулаком по столу, а наоборот, самому спуститься на пару ступенек по иерархической лестнице, чтобы его ненаглядной Василисе-Премудрой было комфортнее.

У него крутая иномарка, квартира и прочие блага современной жизни. Он носит своей любимой цветы, возит ее на работу и с работы, ждет ночами дома, и к тому же достаточно зарабатывает, чтоб содержать не от мира сего интеллектуала Каменскую. Он – послушный щенок, помесь банкомата с ковриком перед дверью, об который можно вытереть ноги, а потом сказать: "Ну, ты же сам все понимаешь..." Вот он, сегодняшний Иван-царевич, идеал современной женщины! Хотя, кажется, подобный образ уже где-то проскальзывал:

"Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей –
Высокий идеал московских всех мужей..."


Да и Катерине он бы подошел, как влитой – Леша Чистяков будет уважать ее достижения в карьере, и, конечно же, не подерется в подворотне.

* * *
Но мы не о Леше. Что же нам делать с Григорием Ивановичем? Он абсолютно несовременен на сегодняшний день, он – фантазия и надежда одиноких женщин советских времен, и все же он жутко реален, герой не нашего времени. Так откуда этот стойкий образ, не лишенный привлекательности?

Для начала приведу цитату из кодекса самурая – трактата Дзётё Ямамото "Хагакурэ", что обозначает «Сокрытое среди листьев»:
«Путь Самурая — это, прежде всего понимание, что ты не знаешь, что может случиться с тобой в следующий миг. Поэтому нужно днем и ночью обдумывать каждую непредвиденную возможность. Победа и поражение часто зависят от мимолетных обстоятельств. Но в любом случае избежать позора нетрудно — для этого достаточно умереть. Добиться цели нужно даже в том случае, если ты знаешь, что обречен на поражение. Для этого не нужна ни мудрость, ни техника. Подлинный самурай не думает о победе и поражении. Он бесстрашно бросается навстречу неизбежной смерти. Если ты поступишь так же, ты проснешься ото сна».

Именно так поступает Гоша, когда идет защищать мальчика Александры. Никаких промежуточных метаний в характере не наблюдается. Мужик всегда знает, что должно делать. Живет согласно некоему сложившемуся кодексу. То есть на большинство житейских вопросов есть готовое решение, потому что они этим кодексом описываются. Поступает обычно не так, как хочется, или целесообразно, а как должно. Спокоен, как танк, даже в критических, стрессовых ситуациях, потому что кодекс предписывает мужчине не бояться боли, увечий и смерти.

Еще цитата: «Если делать различие между присутственным местом и своей спальней, или между полем боя и татами, в минуту опасности может случиться, что не хватит времени, чтобы собраться с духом. Нужно быть готовым постоянно. Более того, если человек плохо отзывается о Пути Самурая или о своем клане, с ним нужно говорить очень строго, безо всякого снисхождения. К этому нужно готовиться заранее».

Вот он и выдал Катерине по всей самурайской программе. И, сраженный классическим конфликтом долга и чувства, ушел в медита... в смысле, в философские размышления. И запой его был не из-за семейной размолвки, а из-за того, что Катя повела себя не как супруга самурая, а как нормальная русская мать-наседка.

А вот что в кодексе самурая говорится о современных мужчинах: «Если теперь посмотреть на мужчин нашего времени, можно увидеть, что тех, чей пульс похож на женский, стало очень много, тогда как настоящих мужчин почти не осталось. Поэтому в наши дни можно победить многих, почти не прилагая для этого усилий. То, что лишь немногие в состоянии умело отрубить голову, еще раз доказывает, что смелость мужчин пошла на убыль».

Если посмотреть через эту призму, получается довольно цельный образ, в котором мне импонирует отсутствие страха перед судьбой. Он делает то, что считает должным и правильным, и готов к любому развитию событий.

<table cellspacing="10" width="90%">
Представьте себе артиста Баталова в японском кимоно: узкий разрез глаз, брови вразлет, на ногах – деревянные сандалии гэта, в руке – короткий самурайский меч. Получается благородный воин. Фактически, простой советский самурай.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments