Рукопись рассказывает об эллинском полководце по имени Пир из Эпира, который добыл себе славу на поле брани и тем заслужил упоминания в рукописи ученого старца Плу Тар Ха.
Сей славным муж решил завоевать южный полуостров Кы Рым, находившийся во владении ромейцев. Жили на нем киммерийцы, тавры, понтийцы и многие другие народы. Побережье славилось целебным воздухом, да больше ничего там не было.
Пир из Эпира собрал войско, боевых слонов, и двинулся на завоевание Кы Рыма. Жители острова так наслаждались целебным воздухом, что не сдвинулись с места, чтобы противостоять завоевателю. Пир из Эпира удивился такой легкой победе, щедро наградил своих военачальников, и даже простым воинам достались трофеи. Воины так обрадовались, что написали на крепостной стене: "Сначала Кы Рым, а потом Рим!", и разбрелись кто куда, в поисках вина и женщин.
Жители же полуострова даже не заметили, что их завоевали. Целебный воздух был столь густ и душист, что они не захотели отрываться от наслаждения вдыхать его.
Пир из Эпира начал вывозить военную добычу, и тут его подстерегли страшные беды: на полуострове не оказалось дорог, а боевые слоны не были приспособлены для перевозки тяжестей. Им не хватало корма и воды, они дохли один за другим. Слуги же, нанятые ухаживать за слонами, не работали, ушли на берег моря, легли между киммерийцами и таврами, и тоже стали вдыхать целебный воздух.
Прошло немного времени, и Пир из Эпира остался один: его боевые слоны сдохли, его закаленные в боях воины и верные слуги лежали на теплом песке и мерно дышали, закрыв глаза.
И вскричал Пир из Эпира: «Ещё одна такая победа, и я останусь без войска!»
Мне неизвестно, что стало с несчастным полководцем и его войском. Может быть он, смирившись, тоже лег на мягкий песок и закрыл глаза. А может, собрал новое войско и пошел на Рим. История умалчивает.
Мудрый император Поднебесной, которому я, скромный архивариус, поведал эту историю в часы его кратковременного отдыха, молвил: "Нет алчности без зависти, как не бывает гнили без запаха. Нет глупее тех людей, которые в надежде на большее забывают о том, что имеют".
Синь Лю, чиновник при императоре Поднебесной, 37 год до нашей эры. #синьлю