Но одну мысль я не успела там выразить: все, о чем я говорила, относилось к женщине фертильного возраста. Ислам и традиции патриархального общества ограничивают ее со всех сторон.
Но, как ни странно, к женщине, пережившей климакс, практически это не относится. Поясню. Как-то я шла по бакинскому бульвару и заметила, что в чайхане сидела пожилая азербайджанка в черном келагае (это большой тонкий платок, у нас эфиопки носят такие), и пила чай из стаканчика "армуды" (маленький стакан в форме груши).
Вы скажете, а что тут такого, ну, сидит женщина, устала, пьет чай. Но дело в том, что чайхана - это мужское царство, женщин там практически не увидишь. Девушкам просто не дадут спокойно сесть и выпить чаю. Может, сейчас в Баку все по-другому, но тогда было именно так.
А тут сидит женщина, пьет чай вприкуску, к ней подбегает чайчи (официант), подливает, все, как полагается.
И я сделала вывод, что в Азербайджане хорошо быть пожилой женщиной, особенно родившей несколько сыновей. Она уже не является предметом сексуального вожделения. Если что случится, за нее заступятся взрослые сыновья, и она может позволить себе быть властной. Потому что у азербайджанцев намного сильнее, чем у русских, развито уважение к старшим. Практически, культ.
Поэтому русские женщины (не все, а только глупые) боятся старости, и неебабельности, как я написала в прошлом посте, а азербайджанки принимают старость спокойно и с достоинством - она для них отдых от назойливого мужского внимания и множества запретов, связанных с ее сексуальностью, плюс уважение любого, моложе ее и почтительность детей.
Вот поэтому я сейчас живу в гармонии с собой, как старая азербайджанка, вырастившая сыновей, и спокойно пьющая крепкий черный чай вприкуску.