Самой известной ученицей Анны Семеновны была Белла Давидович. Она играла Шопена, и помню, мама всегда говорила: "Ах, как она умело пользуется левой педалью!" - это являлось показателем мастерства при исполнении Шопена. Белла была бакинской знаменитостью, как и виолончелист Растропович, который только родился в Баку, но, тем не менее, там основали музей в его честь.
Где-то в году 75-м, бабушка разговаривала с мамой, и я услышала, как они обсуждают Давидович и ее сына, скрипача: "Ах, у него же пальцы! А его забирают в армию! Он там испортит руки!" Белла положила сына в больницу, где его лечили от воспаления нерва, потом ему удалось эмигрировать как бы в Израиль, но он уехал в Америку. Давидович запретили выезжать на гастроли, и вся эта история целый год была предметом обсуждения еврейского общества в Баку. Через год ей тоже удалось уехать, и она воссоединилась с сыном в США.
А в 1979 в Москве, в издательстве "Юридическая литература", вышла книга под названием "Ассоциация советских юристов. Белая книга: свидетельства, факты, документы". И там говорилось о том, что Израиль -расистское государство-агрессор и как страдают советские евреи оттого, что уехали туда. Я читала эту книгу и переживала за своего кузена, который уехал в Израиль и от него ничего не было слышно.
И вот однажды, я включила нашу "Спидолу" - транзисторный радиоприемник, и, как обычно, настроила его на "Голос Америки". Передавали интервью с Беллой Давидович. Ее спросили о творческих планах, и она долго рассказывала, как она поедет с гастролями по Америке, Европе, перечисляла города и композиторов, которых она будет исполнять.
Родители тоже слушали это интервью, и когда он закончилось, я спросила:
- Как же так? Вот в этой "Белой книге" написано, как евреи страдают заграницей, как им плохо, они работают не по специальности, голодают. А Белла Давидович рассказывает о гастролях.
- Просто она умело пользуется левой педалью, - ответила мама.