Их записали в нашу группу ульпана, хотя занятия начались две недели назад. Я не ходила - была на последних месяцах беременности, и появлялась там только когда мне надо было ехать из кибуца в город, к врачу.
Однажды мы шли по тропинке между домами, и забрели на лужайку, где стояли караваны для этих десяти семей. Все семьи расположились за сдвинутыми столами: женщины накладывали немудреную еду, а мужчины разливали по пластиковым стаканчикам.
Я присмотрелась и ахнула: на столе стояли бутылки, на которых было написано "Алкоголь 96%, цена 6,90". Тогда наивные израильтяне просто не понимали, что это можно пить. Сейчас та же бутылка стоит в 10 раз больше.
В те далекие времена бутылка "Кеглевича" стоила около восьми шекелей, и я спросила, почему они взяли жидкость для антисептики? На меня посмотрели, как на ничего не понимающую дуру и предложили выпить. Я отказала. Ну, за ребенка. Я отказалась. Муж тоже отказался, его обозвали паном Спортсменом. Мы встали и ушли.
А потом, в ульпане, стоило мне войти в класс, то по классу проносилось шипение: "Отличница явилась". Я уже тогда не стеснялась говорить на иврите. Меня резко невзлюбили за отказ быть такими, как они.
К чему я это рассказываю? Я вчера прочитала статью одного российского нарколога, который пишет, что у него в районе постоянно пьют 97% мужчин. Я выросла в другой культуре: долгих застолий и длинных тостов под красное вино. Я не понимаю анекдотов об алкоголе. Я не считаю, что надо снисходительно относиться к пьяным. Я вообще не считаю нужным держать в доме любые алкогольные жидкости, кроме спирта для антисептики. Мои дети не пьют и не курят.
Считайте меня веганом по отношению к алкоголю, никотину и наркотикам.