В пасхальные дни хлеб лежал наравне с мацой, и каждый кибуцник в общественной столовой ел то, что хотел. Мы погрызли немного мацу, но потом вернулись к привычному нам хлебу.
На следующий год наша семья уже жила в городе, и каково было мое изумление, когда я увидела закрывающиеся полки в магазинах. Я не понимала, зачем это делают, ведь в кибуце все было нормально, а тут такое! А когда я увидела в последний вечер пасхальной недели огромную очередь перед пекарней, выпекающей питы, я удивилась вторично: это ж надо, как себе люди сами устраивают трудности.
Потом появились русские магазины, где можно было купить хлеб и макароны, потом я стала покупать только одну пачку мацы, потому что дети любили "мацебрайт" - омлет на молоке с мацой. Они говорили: "Мам, сделай нам мацебрайт, как твоя бабушка тебе делала". А потом и вовсе я перестала покупать хлеб и прятать его в морозилке, потому что все меньше ела хлеба.
Воздерживаться от хлеба по религиозным мотивам надо без разницы, есть хлеб в магазинах или нет. Если ты религиозен, и хлеб в Песах тебе запрещен, что ж, будь выше этого и проходи мимо, тренируй волю и любовь к своему богу, но не заставляй других следовать ТВОИМ правилам, потому что именно ТЫ считаешь их моральными и традиционными.
Кстати, в том же левом, абсолютно коммунистическом кибуце Бейт-Альфа люди ели только мацу, хотя хлеб лежал свободно в специальной комнатке для хлеба, откуда его брали круглый год. И наличие хлеба рядом с мацой ничуть не мешало кибуцным товарищам-коммунистам выполнять традиционные ритуалы.
Фото плохого качества с того Пасхального седера 1991 года в кибуце.
