
В нашей семье бытует шутка, что я могла быть Гарри Каспаровым. Не потому, что я хорошо играю в шахматы, а потому, что давным-давно Ким Вайнштейн, отец будущего чемпиона мира, влюбился в мою красавицу-маму, но она предпочла папу.
Шахматы в нашей семье были всегда! Дед, заядлый шахматист, приглашал в дом друзей "на шахматы", а я сидела рядом и смотрела. Папа разбирал со мной шахматные задачи, я знала фамилии всех чемпионов мира, и помню, как он переживал, когда Фишер победил Спасского.
В шахматы я играла, но без фанатизма, предпочитала преферанс, а вот сын увлекся всерьез. Его жена подарила ему шахматы ручной работы с инкрустированной доской.
Это все была преамбула, а теперь, как говорится, амбула.
Пару дней назад Виталию позвонила одна женщина, и сказала, что его ей порекомендовали, как ведущего специалиста в области искусственного интеллекта, и она просит совета. Они разговорились, сын помог ей, ответил на вопросы, и тогда она сказала:
- Я хочу вас отблагодарить. У вас есть дети?
- Да, - ответил сын, - две девочки, 8 и 3.
- Если позволите, я бы хотела дать вашей старшей девочке шахматный урок.
Сын поблагодарил, предложил дочке, но та особо не заинтересовалась. Тогда он сказал своей собеседнице:
- Если можно, дайте урок мне, а дочка будет сидеть рядом и смотреть.
Женщину звали Юаньлинь Юань. Она стала самым молодым мастером спорта по шахматам в Канаде в возрасте десяти лет. Мастер международного класса и так далее. Она основала движение "Шахматы в библиотеках", чтобы дети, приходя в публичные библиотеки, играли в шахматы.
Дальше передаю со слов сына:
- Мама, ты знаешь, мы сели играть, и мне с каждым ходом становилось все труднее и труднее. Я неплохо играю в шахматы, но то, что я увидел, было невообразимо! Она легко предугадывала мои ходы, при этом улыбалась и болтала с моей дочкой. В конце концов она съела все мои фигуры и предложила ничью. А еще она спросила меня, почему я люблю шахматы, и я ответил, что невозможно было в восьмидесятых годах прошлого века быть еврейским ребенком в Баку и не играть в шахматы.
И мы стали смеяться. И в этом сын весь в меня! Он позвонил мне, чтобы поделиться своим восхищением от интеллекта собеседника. Когда я общаюсь с умными людьми, я словно пью шампанское и пузырьки шекочут нос. Вот и сын такой же.